Счетная палата города Липецка обнаружила нарушения в работе муниципального предприятия «Липецкая городская транспортная компания», которое занимается обслуживанием транспортных карт в Липецке и диспетчеризацией движения общественного транспорта. Итоги проверки МУПа озвучила на заседании профильной комиссии Липецкого горсовета председатель контрольного ведомства Марина Зиборова.
Формальным поводом для проверки предприятия стал ожидаемый с 1 июня этого года ввод новых транспортных карт, которые будут действовать по всей области и за которые будут отвечать региональные власти. Городская компания потеряет часть своего дохода, потому было необходимо объективно оценить текущую деятельность МУПа и перспективы его развития.
Сначала директор «ЛГТК» Виктор Объедков рассказал депутатам о том, что дела во вверенном ему предприятии идут весьма неплохо. Небольшой убыток от основной деятельности перекрывается дополнительными доходами – в первую очередь, от рекламы на остановках. Как следствие, компания существует автономно, не запрашивая дополнительных денег из бюджета. Однако эту благостную картину разрушили данные от Счетной палаты.
Марина Зиборова сообщила о том, что по непонятным аудиторам причинам стоимость диспетчерских услуг для частных перевозчиков составляла в прошлом году 400 рублей в месяц за один автобус. А вот с муниципального предприятия «Липецкпассажиртранс» брали уже 4225 рублей за единицу транспорта.
При этом почти все частники (за редким исключением) игнорировали положения договоров о регулярности перевозок. Если «Липецкпассажиртранс» по факту выполнил 97,7% запланированных маршрутов с регулярностью 81,1%, то у коммерческого транспорта последний показатель колебался от 64 до 13%. Претензии ни самим МУП «ЛГТК», ни профильным департаментом мэрии владельцам маршруток по этому поводу не выставлялись.
«Ситуация отрицательно сказывается на доходах муниципального перевозчика, а также вызывает хаотичность движения городского транспорта», - зачитала фразу из доклада Марина Зиборова, добавив от себя: «Этого не замечает только ленивый».
Странным проверяющим показался и тот факт, что за обслуживание транспортных карт «ЛГТК» брала деньги с коммерсантов только за фактический объем перевозок по безналу, а с муниципалов – еще и с наличного расчета. Более того, различался и процент от оборота – с частников брали только 2,7% от дохода по картам, а с собственного перевозчика – 5,5%.
Подвергла сомнениям Счетная палата и законность дополнительных доходов предприятия. Оказывается, на 23 остановки нет разрешений на эксплуатацию рекламных конструкций, а вот реклама там есть. При этом содержание самих павильонов, по словам Марины Зиборовой, оставляет желать лучшего – остановки грязные, стекла часто разбиты и заклеены объявлениями.
Наконец, с уходом доходов от транспортных карт в область у предприятия, по заключению аудиторов, есть два пути – либо развивать новые дополнительные услуги, либо ликвидироваться. Сохранить все, как есть, не получится.
В ответ на претензии Счетной палаты руководитель «ЛГТК» Виктор Объедков пояснил, что разница в стоимости для муниципалов и частников имеет основания – больший объем работ. Перечень услуг для городского транспорта содержит 14 позиций, а для коммерческого – всего 2.
Председатель департамента транспорта администрации Липецка Александр Алынин добавил, что разница в сборах с карт является умышленной – коммерсанты устанавливали оборудование для безналичного расчета за свой счет, а потому им было временно предоставлено послабление в виде меньшего процента от сборов по картам.
Помимо этого Александр Алынин заявил, что в перспективе МУП «ЛГТК» планируется переключить на диспетчеризацию не только общественного, но и коммунального транспорта, а затем – вообще создать на базе предприятия городской ситуативный центр управления дорожным движением. Это позволит сохранить компанию и дать ей новые возможности для заработка.
Особо председатель профильного департамента подчеркнул, что сейчас ведется разработка полностью нового расписания для всех городских маршрутов. Это должно обеспечить значительное повышение регулярности в движении всех автобусов в Липецке.
«Сейчас средняя регулярность движения у частников – 47%. Соберемся через год, посмотрим на те же данные. Если подрастет хотя бы до 70%, будем считать, что с работой департамент справляется успешно», - резюмировал итоги обсуждения вопроса первый вице-спикер горсовета Федор Жигаров.