участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
Сывороткин Василий Степанович родился 20 февраля 1927 года в пос. Воздвиженск Каргатского района Новосибирской области.
Впервые увидел самолёт, когда был ещё мальчишкой. С соседскими ребятами с восторгом наблюдали, как он садится в поле, и, конечно же, сразу ринулись туда, чтобы поближе рассмотреть эту потрясающую птицу, которую зачем-то занесло в их село Утянку. Оказалось, самолёт прилетел за маслом местного производства. И пока лётчик ходил за ним, второй член экипажа не только рассказал и показал парнишкам устройство машины, но и тем, кто постарше, разрешил посидеть за штурвалом. С тех пор у Василия Сывороткина появилась мечта.
Правда, до неба было очень далеко. С первых дней Великой Отечественной отец ушёл на фронт и пропал. Мать одна поднимала шестерых детей. И старший, 14-летний Василий, стал главным её помощником. Подростки вместе с женщинами и стариками трудились в совхозе ‒ в поле и на фермах, на маслозаводе, сушили для фронта картошку.
Василий Сывороткин ещё и хорошо учился. Перед самой войной в Утянке открыли среднюю школу, до этого там была только семилетка. И парень одним из первых получил в селе среднее образование. Усиленно занимался спортом: летом ‒ лёгкой атлетикой, зимой бегал на лыжах, в районе ему не было равных.
Война пришла, когда ему было 14. Он мечтал, как его отец защищать Родину. Окончив школу, твердо решил вступить в ряды Красной Армии.
Василий в конце 1944 года оказался в списках последнего военного призыва и в 17 лет пополнил ряды Красной Армии.
После долгожданной Победы, Василий Степанович исполнил детскую мечту и поступил в Харьковское военное авиационное училище штурманов. Небо стало его призванием на всю жизнь.
В 1949 году Василий Степанович окончил училище. И начал летать на легендарной «Пешке» — пикирующем бомбардировщике Пе-2, самом массовом в ВВС времён Второй мировой войны. В дальнейшем Василий Сывороткин В.С. переучивался на реактивную технику. Потом 10 лет летал на Ил-28 ‒ первом реактивном фронтовом бомбардировщике, создававшемся, как и Пе-2, под экипаж из трёх человек ‒ пилота, штурмана и стрелка-радиста.
В 1951 году Сывороткин В.С. особым приказом был допущен к полётам на боевых самолётах в сложных метеоусловиях. «Летает днём и ночью, все полётные задания выполняет на «хорошо» и «отлично», ‒написано в одном из представлений к очередной награде.
В 1953 году его направили служить в тамбовский Центр боевого применения ВВС, вскоре передислоцированный в Воронеж, а в 1960-м ‒ в Липецк, где стал называться Центром боевого применения и переучивания лётного состава ВВС. Так что, Василий Степанович не только самый возрастной «водитель» пикирующего бомбардировщика, но и единственный, наверное, ветеран Липецкого авиацентра, начинавший службу в этом формировании ещё с самого его создания в Тамбове.
За свои полёты Василий Сывороткин заслужил высокие награды. Правда, первая медаль была юбилейная ‒ к 30-летию Советской Армии и Флота. Но, учитывая, что вручили её в 1948 году, а ныне нашим Вооружённым силам уже 105 лет, медаль эта ‒ настоящий раритет.
В 1956 году награжден медалью «За боевые заслуги», в 1957 году ‒ орденом Красной Звезды. А вот заслуженный орден Красного Знамени он ждал долго. И представление к награждению старшего лейтенанта Василия Сывороткина было отправлено в 1958 году, и основания были неоспоримые. Но орден так и не нашёлся. А произошло вот что. Представление было подписано 8 января, а 11 февраля 1958 года вышел указ, отменивший награждение орденом Красного Знамени за освоение реактивной техники в сложных условиях полёта. В январе 1966 года награжден медалью «За безупречную службу» II степени, в декабре 1967 года юбилейной медалью «50 лет ВССССР», а в феврале 2004 года юбилейной медалью «60 лет Победы в ВОВ».
В Липецке Сывороткин В.С. был начальником связи ‒ штурманом эскадрильи бомбардировщиков. Освоил барражирующий (патрулирующий в воздухе для охраны войск и объектов от авиации противника) перехватчик Як-25. Затем летал на многоцелевом сверхзвуковом реактивном военном самолёте Як-28. Дослужился до заместителя командира эскадрильи. И в звании подполковника в 1966 году ушёл в отставку.
В воздухе провёл 2700 часов. Но и на земле не расстался с авиацией ‒ ещё свыше 20 лет Василий Степанович руководил отделом кадров Липецкого аэропорта, который открылся в 1966 году и с его участием становился на крыло. Ну а потом опыт кадровой работы бывшего штурмана пригодился в тресте «Спецстрой», потому и строители считают его своим ветераном. Судя по всему, Василий Сывороткин ещё и один из рекордсменов области по длительности стажа: в общей сложности он служил и трудился на благо страны и общества более 65 лет.
И сейчас он активный участник ветеранских организаций, бывает на всех встречах, посвящённых липецким авиаторам, делится воспоминаниями о своих героических сослуживцах.
Звание "Почетный гражданин города Липецка" присвоено в связи с 80-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.