Администрация Липецка направила в городской Совет депутатов проект решения о реорганизации крупнейшего городского перевозчика – МУП «Липецкий пассажирский транспорт» путем его разделения на два предприятия: автобусное и электротранспорта. Во вторник 24 октября он будет рассмотрен на заседании профильной комиссии горсовета.
На сегодняшний день муниципальное предприятие со штатом более тысячи человек и годовым оборотом свыше миллиарда рублей находится в затянувшемся кризисе. При ежегодном субсидировании из городской казны на протяжении нескольких последних лет оно показывает стабильные убытки, причем основная их часть приходится на электротранспорт.
В августе 2017 года это стало причиной отмены в Липецке троллейбусного сообщения. Решающим аргументом в долгих дискуссиях стала высокая себестоимость троллейбусных перевозок с учетом обслуживания контактной сети и почти абсолютный износ техники. В сложном положении оказались и трамвайные перевозки. Четыре десятка вагонов были закуплены 20 лет назад, а пять трамвайных маршрутов суммарной протяженностью 67 километров нуждаются в капитальном ремонте путей с ежегодной стоимостью около 125 млн. рублей. Учитывая, что трамвайное сообщение играет ключевую роль в доставке на рабочие места сотрудников Новолипецкого металлургического комбината, городские власти не рассматривают возможность отказа от рельсового транспорта. Более того, планируют его развитие и модернизацию. По мнению экономистов, ключевую роль здесь должны играть не вложения городской казны, а частные инвестиции. Городские власти считают, что реализовать эти планы возможно путем привлечения в отрасль стратегического инвестора. Однако последний предпочел бы иметь дело не с объединенным, а автономным предприятием с понятной и прозрачной схемой финансовой деятельности.
Разделение муниципального перевозчика, по мнению руководства Липецка, пойдет на пользу и автобусному блоку. Отсутствие необходимости перекрывать убытки электротранспорта доходами от автобусных перевозок сделает последние более конкурентоспособными и уже по итогам следующего года позволит выйти на безубыточный уровень. В то время как по итогам 2016 года единое предприятие показало минус 39 млн. руб.
Как известно, оздоровление муниципального унитарного предприятия и реализация масштабной программы обновления городского пассажирского транспорта начаты в 2017 году по поручению главы города Сергея Иванова. Курирует это направление первый вице-мэр Дмитрий Аверов. За 9 месяцев года на предприятии почти полностью сменилась управленческая команда. На должность руководителя «Липецкпассажиртранса» был назначен 35-летний финансист Константин Власов. Расходы МУПа только за первое полугодие сократились на 16 млн. рублей. Предприятие приступило к закупке новых автобусов. Так, по итогам 2017 года суммарные затраты на эти цели превысят 600 млн. рублей. Помимо 21 ЛИАЗа, приобретенного летом в лизинг за средства городской казны (стоимость контракта 154,9 млн. руб.), сейчас предприятие объявило тендер на закупку также в лизинг еще 40 единиц техники. Стоимость контракта (с учетом финансовых услуг) предварительно оценивается в 443,3 млн. рублей. Это беспрецедентное за последние годы разовое обновление парка техники не только в Липецке, но и в других муниципалитетах ЦФО.
Дать ли «зеленый свет» дальнейшему преобразованию городской отрасли пассажирских перевозок теперь зависит от решения депутатов муниципального парламента.