398600, г. Липецк, ул. Советская, д.22
Телефон приемной: (4742) 22-70-80;
Факс: (4742) 22-06-73


Сто лет истории: бурный рост в 50-е

14 сентября 2022
Сто лет истории: бурный рост в 50-е

Сто лет назад, осенью 1922 года, начал свою работу липецкий городской Совет депутатов. Информация и документы, рассказывающие о том, как развивался и менялся орган власти, кто трудился на благо липчан, хранятся в городском архивном управлении. Его специалисты подготовили ряд публикаций, которые познакомят с историей горсовета и его председателями. Первые послевоенные годы отмечались бурным развитием во всех сферах жизни областного центра.

1949 год

Василия Константиновича Ушакова избрали председателем исполкома Липецкого городского Совета депутатов с 1949 по 1950 год. Родился в 1916 году, по специальности техник-механик, окончил Воронежский механический техникум железнодорожного транспорта. В Липецке Ушаков работал с 1932 по 1933 год на Новолипецком заводе копировщиком, слесарем, а после окончания школы ФЗУ - электромонтажником. В партию вступил в 1943 году. Василий Константинович длительное время находился на партийной работе: секретарь райисполкома, секретарь горкома.

Ермолаев Михаил Федорович дважды избирался председателем исполкома горсовета (с 1948 года по 1949 год и с 1950 года по 1955 год). Родился 15 мая 1905 года в Московской губернии в семье крестьян. Окончил Московский институт инженеров механизации сельского хозяйства по специальности инженер-механик. С 1925 года работал на хозяйственных должностях и в органах Советской власти - главный инженер, директор завода, заместитель председателя волисполкома. В 1945 году Ермолаева перевели в Липецк на должность директора ремонтно-тракторного завода. После работы в исполкоме горсовета он перешел на должность директора Липецкого станкостроительного завода. С 1954 года по 1955 год Ермолаев избирался депутатом Верховного Совета РСФСР. Награжден орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.»

1950-1955 годы

В период образования Липецкой области горисполком разрабатывал и внедрял ускоренную программу строительства и благоустройства регионального центра.

С 1954 по 1955 год построено 22 тысячи кв.м жилья, 276 индивидуальных домов для остро нуждающихся в жилье горожан. Были открыты новая грязелечебница, мебельный магазин, четыре школы, детский сад и ясли. Началось строительство Дома Советов, Дворца культуры НЛМЗ. На это время пришлось зарождение липецких вузов – открылись три вечерних техникума, филиал Тульского вечернего механического института. Учительский институт в 1954 году преобразован в Липецкий государственный педагогический институт.

Заасфальтированы центральные улицы города, проложены 4,2 километров трамвайных путей. В Липецке по городским маршрутам курсировало 12 автобусов и 11 легковых такси «Победа». Горсовет принял решение о строительстве моста через реку Воронеж, работы по сооружению которого начались в 1955 году. Торжественное открытие состоялось 26 октября 1958 года. Длина моста составила 460 метров. Население Липецка в этот период насчитывало 140 тыс. жителей.

Отправной точкой для дальнейшего роста города стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1954 года о создании Липецкой области. Таким образом Липецк стал областным центром, что потребовало значительного изменения его инфраструктуры. Население Липецка выросло до 140 тысяч жителей.

Андрей Иванович Портнихин был председателем исполкома Липецкого городского Совета депутатов трудящихся с марта 1955 года по январь 1958 года. Родился 1 ноября 1911 года в Воронежской области в семье крестьян. Окончил Воронежский педагогический институт, заочную Высшую партийную школу при ЦК КПСС, заочные годичные курсы при Московском коммунистическом институте журналистики.

Портнихин работал токарем, корреспондентом районной газеты. С 1935 по 1946 год являлся ответственным редактором газет «Липецкая коммуна» и «Коммунар». Затем работал начальником управления культуры Липецкого облисполкома, первым секретарем Тракторозаводского РК ВКП(б) Липецка.

1955-1958 годы

За четыре года со дня создания области в Липецк произошел скачок жилищного строительства.Уже к концу 1955 года общий жилой фонд составил 745 тыс. кв.м. В городе насчитывалось 337 улиц и площадей.

В период работы Портнихина произошло дальнейшее расширение производственных мощностей Новолипецкого и Сокольского металлургических заводов.

В мае 1956 года открылась первая регулярная авиалиния из Липецка в Москву, а ремонтно-тракторный завод преобразовался в Липецкий станкостроительный завод. Появился новый колхозный рынок. Продолжилось асфальтирование городских улиц. Завершилось строительство автомагистрали Липецк – Грязи. В октябре 1956 года в помещении школы № 31 открылся вечерний факультет Тульского механического института, который положил начало Липецкому политехническому институту.

В 1957 году на НЛМЗ открылся цех по производству горячепрокатного листа. Впервые в мире была освоена непрерывная разливка стали. В 1958 году в школах ввели всеобщее восьмилетнее образование. 1 сентября распахнуло свои двери Липецкое музыкальное училище. Открывались новые трамвайные линии, на улицах города появились новые автобусы. Перевозкой пассажиров было занято 56 автобусов, 52 легковых и 28 грузовых такси. Протяженность трамвайных путей составила 43 км, а количество вагонов увеличилось с 27 до 72. В июне 1959 года на перекрестке улиц Фрунзе и Советской был установлен первый автоматический светофор.

Власти города стали больше заботиться о досуге липчан. Строились загородные базы отдыха предприятий, пионерские лагеря, учреждения культуры. Завершилось строительство Дома Советов, Дворца культуры НЛМЗ. Открылись клуб Трубного завода, Липецкая областная филармония, а в августе 1957 года в городе появился первый широкоформатный кинотеатр «Заря». В 1959 году в Нижнем парке открывается «Зеленый театр», начал свою работу областной театр кукол, кинотеатр «Спутник». Численность населения составила 157 тыс. жителей.

В пятидесятые годы город постепенно приобретал облик, к которому привыкли его современные жители. И в этом в первую очередь заслуга городского Совета, усилиями которого проводились все работы по строительству, благоустройству и облагораживанию областного центра.



Поделиться ссылкой на материал

Возврат к списку